PR методы воздействия на должника
Как воздействовать на недобросовестного должника при помощи PR-компаний
В современное время для хозяйствующих субъектов деловая репутация является серьезным активом, который они стараются всячески сохранить и приумножить. Компании постоянно отслеживают отзывы о себе в интернете, а в случае неоправданных обвинений, не жалеют средств на судебные тяжбы.
Такое ответственное отношение к своей репутации легко объяснить — от нее напрямую зависит успех фирмы на рынке, доверие со стороны клиентов и контрагентов. Именно поэтому для воздействия на недобросовестного должника можно использовать такой эффективный инструмент, как PR-акции.
Рассмотрим подробнее, что это такое и как правильно использовать этот инструмент.
В чем выражается эффективность такого метода
Сегодня недобросовестные контрагенты умело используют несовершенства законодательства для того, чтобы уйти от уплаты долгов. Именно поэтому далеко не всегда традиционная процедура взыскания задолженности дает необходимый эффект. Однако есть и другие способы воздействия, например, использование PR-акций против неплательщика.
Суть данного метода заключается в том, что кредитор оказывает репутационное воздействие на должника, то есть обнародует факт того, что последний не погашает свою задолженность и активно предпринимает попытки уклониться от своих обязательств.
Такой метод воздействия влечет за собой следующие последствия для компании-должника:
- теряется доверие со стороны клиентов, покупателей, поставщиков, партнеров и других контрагентов;
- становится сложно налаживать новые деловые связи;
- фирма оказывается в невыгодной позиции;
- нередко происходит срыв выгодных контрактов и договоренностей.
Риски достаточно серьезные и могут существенно подорвать деятельность всей компании. Поэтому часто при подключении PR-воздействия должники начинают идти на диалог и активно ищут способы погашения долга.
У нашей компании также есть практика PR-сопровождения кредиторов. Год назад к нам обратилась одна фирма, которой задолжали почти 7 млн рублей. Каким-то образом должнику удалось избавиться от всего своего имущества и исполнительное производство было закрыто за неимением активов, на которые можно было бы обратить взыскание. Тогда за дело взялись наши лучшие юристы. Нам тогда даже не пришлось пускать в ход PR-акции. Мы просто предупредили должника о том, что в ближайшее время на него будет оказано репутационное воздействие и предложили решить вопрос мирно. Это дало эффект и в скором времени дебиторская задолженность нашего клиента была полностью погашена.
Методы воздействия на должника через PR-компании
При выборе такого метода возврата долгов репутационное воздействие обычно оказывается на лиц, играющих ключевую роль в компании-должника. Сюда относятся учредители, генеральные директора и другие значимые фигуры.
Всю совокупность PR-методов воздействия на должников можно поделить на две большие категории:
- Точечные — такие инструменты не предполагают повсеместную огласку факта уклонения от уплаты долгов. Эта информация направляется лишь отдельным лицам, связанным с компанией-должником. Это могут быть поставщики, партнеры по бизнесу, представители деловых сообществ и объединений, участником которых является недобросовестный плательщик.
- Массовые — это наиболее кардинальные методы воздействия на репутацию должника. В этом случае о его недобросовестности становится известно всему деловому миру. Информацию можно распространить через пресс-релизы в СМИ, публикации в различных журналах, выступления на конференциях и круглых столах, размещение журналистского расследования в интернете на специализированных сайтах. Иногда используется установка баннеров или запуск контекстной рекламы.
Кредитор должен действовать в рамках закона
В попытках добиться справедливости важно самому не оказаться в числе обвиняемых. Использование репутационных инструментов ни в коем случае не должно выходить за рамки закона, иначе должник подаст на вас в арбитражный суд, и тогда уже вам придется себя защищать.
Главные правила и условия применения PR-акций в отношении неплательщика:
- Не стоит сразу приступать к кардинальным действиям, то есть должника нужно заблаговременно предупредить о дальнейшем развитии событий. В этом случае у него будет возможность исправить ситуацию до того, как будет причинен ущерб его репутации. Во многих случаях хватает одного лишь предупреждения. Описанная выше ситуация яркий тому пример.
- Следует очень ответственно подойти к вопросу отбора информации о должнике для дальнейшего обнародования. Это должны быть сведения из открытых источников или же факты, которые при необходимости можно будет доказать.
- Любые предположения и суждения в отношении неплательщика должны преподноситься в виде собственного мнения. Согласно Конституции РФ, каждый человек наделен правом свободно выражать свое мнение, в том числе и публично.
Конечно, на практике случалось немало прецедентов, когда должники подавали в суд на кредиторов за использование PR-методов. В качестве оснований они указывали на клевету, вымогательство, порочение честного имени, однако в большинстве случаев суды оставляли такие иски без удовлетворения.
Если вы приняли решение оказать репутационное воздействие на своего должника, то первым делом необходимо найти опытного в этом вопросе юриста, который сможет грамотно подобрать PR-инструменты и использовать их, не нарушая закон. В таком случае у вас будут все шансы добиться положительного результата.