Возврат денег за курс онлайн-школы GeekBrains. Разбор оферты.
Недавно к нам обратился клиент с вопросом возврата денежных средств за онлайн-курс от вышеупомянутого образовательного центра. Первое, что мы сделали — открыли оферту и обнаружили там несколько интересных пунктов. ⠀
- Услуга считается оказанной в момент предоставления доступа к курсу
На этом условии школа основывает свой отказ от возврата денежных средств своим ученикам в досудебном порядке.
Доступ открыли? Открыли. Значит услуга оказана в полном объёме.
Однако такое условие суд признает недействительным, так как по закону потребитель может в любое время отказаться от договора за вычетом фактически понесённых расходов (их размер должна доказать онлайн-школа)
???? ст. 32 Закона о защите прав потребителей ⠀
В оферте школа, конечно, указывает, что все денежные средства ученика (в среднем курс стоит 110 000₽) являются затратами на обслуживание платформы. Но доказательств не предоставляет.
- Школа берет на себя обязательство провести аттестацию ученика и только после этого выдать ему документ установленного образца
Этот пункт противоречит пункту 1.
Школа сама косвенно подтверждает, что услуга будет считаться оказанной только после проведения аттестации. Суд обратит на это внимание и встанет на сторону потребителя.
- Школа берет на себя обязательство надлежащим образом оказать образовательные услуги (раздел дополнительные права и обязанности сторон)
Этот пункт тоже противоречит пункту 1.
В предмете договора написано, что услуга — это предоставление доступа. А далее по тексту следует, что школа должна оказать образовательные услуги.
В досудебном порядке школа отказывается возвращать деньги своим ученикам — это подтверждают многочисленные негативные отзывы + десятки судебных решений. В среднем, суды взыскивают со школы по 200-300 тысяч рублей.
Чтобы такой ситуации не было, мы предлагаем перед стартом онлайн-курса разрабатывать документы на сайт и продумывать политику возвратов.