Гарантийные обязательства в договоре
Включение гарантийных обязательств в договор: как подстраховать себя
Включая в текст договора гарантии, исполнитель ручается за надлежащее качество товара на протяжении указанного периода времени и берет на себя обязательство по устранению всех дефектов, которые будут выявлены до момента прекращения действия гарантии.
Детальнее остановимся на гарантийных обязательствах, правилах их включения в договор и условиях применения.
Гарантийные обязательства с точки зрения ГК РФ
В соответствии со ст. 470 ГК РФ существует два вида гарантийных обязательств, действующих в отношении товаров:
- Законные гарантии — независимо от того, включено это условие в текст договора или нет, продавец обязан обеспечить надлежащее качество товара и возможность его использования по назначению в течение разумного срока.
- Договорные гарантии — включаются в текст договора отдельным условием. Обычно это четко обозначенный период времени, в течение которого продавец гарантирует исправное функционирование изделия, включая все его комплектующие (при условии, что в договоре не прописано иное).
Что необходимо обязательно прописать в договоре
На практике возникновение гарантийных случаев часто сопровождается спорами между продавцом и покупателем. Чтобы в будущем избежать подобных разногласий, важно еще на этапе заключения договора детально прописать все условия, касающиеся гарантийных обязательств. Какие пункты необходимо включить в текст:
- общий период действия гарантии и начало его исчисления/окончания;
- порядок обращения заказчика за устранением неисправности в период гарантийного обслуживания;
- случаи, при которых покупатель вправе обратиться за гарантийным ремонтом;
- условия, при которых гарантийные обязательства не действуют.
По усмотрению сторон правила предоставления гарантии могут быть прописаны прямо в договоре или же оформлены в виде отдельного гарантийного сертификата. В последнем случае в соглашении указывается лишь ссылка на такой сертификат.
Сроки для предъявления требований по качеству товара
По общему правилу покупатель может предъявить претензии в отношении ненадлежащего качества товара в пределах прописанного в договоре гарантийного срока. Однако в отношении комплектующих изделий следует учитывать такие особенности (п. 3 ст. 377 ГК РФ):
- если их гарантийный срок меньше основной гарантии на товар — в данном случае требования в отношении качества можно предъявить, ориентируясь на последний срок, то есть основную гарантию;
- если гарантийный срок комплектующих больше основного — то в этом случае последний не принимается в расчет, то есть претензии в отношении качества запасных частей можно предъявить в рамках установленного для них гарантийного срока.
В законе описана и другая ситуация, когда гарантия составляет менее 2 лет. Если недостатки товара обнаружатся после окончания гарантийного срока, но до истечения 2 лет, то покупатель вправе привлечь к ответственности продавца. Однако сделать это возможно при соблюдении следующего условия — заказчику необходимо будет доказать, что дефекты у товара возникли до его передачи (п. 5 ст. 477 ГК РФ).
Случаи, когда гарантийные обязательства не будут действовать
Не всегда наличие действующей гарантии дает возможность требовать с продавца восстановления неисправного товара. В данном случае речь идет о негарантийных случаях. Обычно стороны заранее фиксируют в договоре, какие ситуации признаются таковыми.
Наиболее распространенные негарантийные случаи:
- изделие вышло из строя по вине самого покупателя (ошибки при эксплуатации, использование не по назначению, механические повреждения и т. д.);
- товар стал непригоден для дальнейшего использования из-за внешних факторов (например, машину заправили бензином низкого качества);
- к порче изделия привели обстоятельства, на которые невозможно повлиять;
- срок гарантии истек (при условии, что она была более 2 лет).
Каждому своему клиенту мы советуем максимально подробно прописывать негарантийные случаи в договоре. В будущем это убережет от многих споров и разбирательств.
Реальный пример из практики
В начале этого года к нам обратился один магазин с просьбой помочь решить вопрос с поставщиком, отказывающимся выполнять ремонт неисправных изделий за свой счет.
Речь шла о целой партии кофемашин, закупленных на общую сумму около 1 млн рублей. У всех изделий был выявлен один и тот же дефект — неисправный блок управления.
Наш клиент передал товар назад поставщику для устранения поломки по гарантии. Последний выполнил ремонт, однако спустя некоторое время блок управления вновь вышел из строя на многих моделях. Тогда поставщик полностью заменил эту запчасть кофемашины, а покупателю сообщил о необходимости внесения оплаты, ссылаясь на то, что это негарантийный случай.
В данной ситуации были предприняты следующие действия:
- мы детально изучили всю документацию, включая гарантийный сертификат, и выяснили, что подобная поломка не числится в списке негарантийных;
- помогли клиенту составить претензию в адрес поставщика с требованием представления доказательств того, что неисправность блока управления кофемашины не является гарантийным случаем, в соответствии с п. 2 ст. 476 обязанность по доказыванию своей непричастности к поломке возлагается именно на продавца, он обязан был провести соответствующую экспертизу и представить ее результаты;
- в ответ на нашу претензию поставщик прислал отказ, тогда было принято решение обращаться в суд с иском.
В итоге нам удалось отстоять интересы своего клиента и выиграть это дело, добившись следующих результатов: замена блоков управления на кофемашинах была выполнена за счет поставщика, его также обязали выплатить штраф за нарушение сроков гарантийного ремонта и возместить все судебные расходы.