Защита деловой репутации
Как бизнесу защитить свою деловую репутацию
Деловая репутация — это профессиональный имидж, который приобрела компания среди других юридических лиц и клиентов.
Какой вред может быть причинен деловой репутации компании
Любой бизнес неизбежно сталкивается с недовольными клиентами или нечестными конкурентами, пытающимися за спиной опорочить доброе имя компании. Обычно происходит это в следующих формах:
- публикация негативных отзывов в соцсетях, на тематических форумах и в других сообществах;
- размещение проплаченной конкурентами статьи с порочащей информацией;
- упоминание компании в негативном ключе в видеоролике;
- распространение ложных сведений в СМИ и т. д.
Вся эта негативная информация формирует отрицательный имидж и сильно вредит репутации компании. Однако закон на Вашей стороне, и Вы можете отстоять доброе имя своего бизнеса.
Пробуем договориться мирным путем
Если Вы обнаружили, что про Вашу компанию опубликовали порочащие сведения, то не стоит сразу обращаться в суд. На практике не раз происходили ситуации, когда такой вопрос удавалось уладить мирным путем. В итоге сэкономите время и силы.
Что можно предпринять?
Попробуйте связаться с арендатором домена или администратором сайта, где размещен негативный отзыв или опубликована статья с ложной информацией. Попросите удалить порочащий контент.
Если автором негативного отзыва является Ваш бывший клиент, то выйдете с ним на связь, выясните мотивы такого поступка и постарайтесь найти компромисс.
Защита деловой репутации через суд
Ситуация осложняется тогда, когда любые попытки решить вопрос мирным путем заканчиваются неудачей. Вот тут уже придется действовать по-другому.
Что нужно предпринять в этом случае:
- В первую очередь зафиксируйте факт распространения порочащих сведений. Например, можно сделать видеозапись выступления, скриншот экрана, где написан негативный комментарий, сохранить экземпляр газеты/журнала и т. д. Все зависит от конкретной ситуации.
- Следующим шагом будет идентификация человека, от которого исходит порочащая информация. Если это Ваш бывший клиент, то проблем возникнуть не должно. Сложнее будет определить личность анонима. Здесь уже придется привлекать администрацию сайта или даже правоохранительные органы. Но есть и другой выход — если ответчика так и не удалось идентифицировать, то можно подать иск о признании размещенных сведений недействительными на основании п. 8 ст. 152 ГК РФ.
- Далее в адрес обидчика нужно направить претензию с требованием удалить ложные сведения или опубликовать их опровержение. В конкретном случае закон не обязывает соблюдать досудебную процедуру урегулирования спора. Однако иногда претензия позволяет добиться результата без суда.
- Если Ваши письменные требования проигнорировали, то можете смело подавать иск в суд о защите деловой репутации своей компании.
Согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ, юридическое лицо вправе требовать от ответчика опровержение порочащей информации. Сделано это должно быть таким же способом, как и распространение ложных сведений. Например, если о Вашем бизнесе в интернете разместили негативную статью, то после вынесения решения судом ответчик должен будет на своем ресурсе опубликовать вторую статью с опровержением первой.
Через суд также можно потребовать удаления всей порочащей информации и выплаты компенсации убытков, понесенных из-за испорченной деловой репутации. Если в оставленном отзыве (комментарии, видеоролике и т. д.) есть откровенная клевета, то одновременно можно попробовать привлечь обидчика к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ.
Несмотря на гарантированную законом защиту деловой репутации, в таких делах есть некоторые нюансы. Подобные судебные разбирательства не всегда завершаются в пользу юридического лица. Если ответчик докажет, что распространенные им сведения соответствуют действительности, то вполне вероятно, что иск останется неудовлетворенным (п. 1 ст. 152 ГК РФ).
Также большое значение имеет характер негативных отзывов/комментариев в адрес компании. Они должны быть высказаны, как факты и события, которые можно проверить. Если же это просто чье-то оценочное суждение или мнение (без оскорблений), то защитить репутацию своего бизнеса не получится.
В делах о защите доброго имени компании многое решает помощь профессионального юриста, который сможет собрать всю доказательную базу и привести неоспоримые аргументы. Поэтому, если Вы решили начать судебную тяжбу, то рекомендуем заручиться поддержкой профессионала. Так у Вас будет больше шансов на победу.